ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

12 июня, 2009 Раздел | Комментариев нет »

Есенин Сергей Александрович

esenin_04 Есенин - Сергей Александрович (1895-1925),        русский поэт. С первых сборников ("Радуница",  1916;   "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий  лирик, мастер глубоко психологизированного  пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток  народного языка и народной души. В 1919-23 входил  в группу имажинистов. Трагическое  мироощущение, душевное смятение выражены в  циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая"  (1924), поэме "Черный человек" (1925). В поэме  "Баллада о двадцати шести" (1924), посвященной  бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская"    (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) Есенин  стремился постигнуть "коммуной вздыбленную    Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом  "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачев" (1921).

Детство. Юность

Дом Есенина в КонстатиновоРодился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

Литературный дебют. Успех

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение "Береза").

Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Служба в армии

Есенин - cанитар поездаВ первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.

На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художественной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете.

Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.

"Радуница"

Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья").

Революция

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени ("Кантата", 1919). В более поздние годы им были написаны "Песнь о великом походе", 1924, "Капитан земли", 1925, и др.). Размышляя, "куда несет нас рок событий", поэт обращается к истории (драматическая поэма "Пугачев", 1921).

Имажинизм

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. МариенгофомВ. Г. ШершеневичемР. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

"Москва кабацкая"

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).

Айседора

Айседора ДунканСобытием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Стихи последних лет

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР". В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина" и др.

Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается : "Русь Советская" "Русь уходящая". Намеченный еще в стихотворении "Сорокоуст" (1920) мотив состязания старого и нового ("красногривый жеребенок" и "на лапах чугунных поезд") получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя "каменное и стальное", Есенин все больше ощущает себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна" (сборники "Русь Советская", "Страна Советская", оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Трагический финал

Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев" в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым.

Гостиница АнглетерВ конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой.

Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство.

Пусть для сердца тягуче колка
Эта песня звериных прав!..
... Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав...
О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты недаром даешься ножу!
Как и ты, я, отовсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.
Как и ты - я всегда наготове.
И хоть слышу победный рожок,
Но опробует вражеской крови
Мой последний, смертельный прыжок.
И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу...
Все же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.

Александр Васильевич Александров
Биография Все песни композитора

Александр Васильевич Александров АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1883 – 1946) - композитор, дирижёр, хормейстер, педагог, общественный деятель родился 1 (13) апреля в селе Плахино Рязанской губернии в крестьянской семье. Родители пели в церковном хоре, и буквально с раннего детства у будущего музыканта открылись соответствующие способности. Благодаря абсолютному слуху и звучному альту Александра постоянно приглашали петь в местном храме и на народных гуляниях, праздниках.

В 1892 году, по протекции родственника, солиста Петербургского церковного хора, становится певчим в Казанском Соборе, а с 1897 года учится в Придворной певческой капелле, по окончании которой получает звание регента и поступает в Петербургскую консерваторию. В числе его педагогов- А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков. В 1902 году из-за материальной нужды и в связи с ухудшением здоровья прерывает учёбу и переезжает в Бологое. Работает регентом соборного хора, а также педагогом по музыке в железнодорожном и техническом училищах. Вскоре восстанавливается в консерватории, однако в связи с революционными событиями 1905 года и участием в студенческих волнениях первое высшее образование Александрова осталось неоконченным. С 1906 года трудится в Твери регентом архиерейского хора, ведёт хоры в семинарии, педагогическом институте, ряде других учебных заведений. Впоследствии организует музыкальное училище и становится его директором.

В 1908 году поступает в Московскую консерваторию, которую спустя пять лет заканчивает сразу по двум специальностям- композиции и пению, получив большую серебряную медаль. Через несколько месяцев после Октябрьской революции становится преподавателем этого учебного заведения, а в 1922 году утверждается в звании профессора. Работу в консерватории не оставляет до конца жизни: преподаёт сольфеджио, полифонию, дирижёрское и хоровое мастерство, возглавляет хоровую кафедру и дирижёрско- хоровой факультет. Одновременно с 1919 года- педагог в Музыкальном техникуме имени Скрябина. Среди его многочисленных учеников- будущие народные артисты СССР хормейстеры К. Б. Птица и В. Г. Соколов, композитор Д. Б. Кабалевский, дирижёр К. П. Кондрашин.

В 1918- 22 годах – регент Храма Христа Спасителя, работу в котором продолжал вплоть до закрытия, также исполнял обязанности главного регента Русской Православной церкви. Кроме того, в период до начала тридцатых годов трудится хормейстером в Камерном театре и Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича – Данченко, руководит Московской государственной академической капеллой. В конце 1930-х гг. выступил инициатором создания детского коллектива, известного впоследствии как хор имени Локтева.

Среди наиболее талантливых композиторских работ в период до создания Ансамбля красноармейской песни- исполняемые до сих пор концерт для хора в четырёх частях, поэма «Христос воскресе» для хора, оркестра, органа и солистов, соната для скрипки и фортепиано, ряд духовных песнопений, а также симфоническая поэма «Смерть и жизнь», опера «Русалка», симфония в 3 частях, обработки народных песен «Утушка луговая», «Ночуй, Дунюшка», «Вниз по матушке по Волге» и других.

В 1928 году А. В. Александров совместно с культпросветработником Ф. Н. Даниловичем и режиссёром П. И. Ильиным организует при Центральном доме Красной Армии имени Фрунзе Ансамбль красноармейской песни и становится его музыкальным руководителем. Первое выступление ныне всемирно известного художественного коллектива состоялось 12 октября в составе восьми певцов, двух танцоров, баяниста и чтеца. Уже в 1937 году, когда коллектив был выведен из структуры ЦДКА и стал самостоятельной творческой единицей, а Александр Васильевич был назначен его начальником, художественным руководителем и главным дирижёром, численность труппы возросла до 274 человек. К тому времени ансамбль, награждённый за два года до этого Почётным революционным Красным Знаменем с орденом Красной Звезды на нём, дал многие сотни концертов в СССР, стал постоянным гостем государственных торжеств, записал десятки пластинок. В сентябре 1937 года Краснознамённый получил мировую известность, завоевав Гран – При на Международной выставке техники и искусства в Париже. При полном аншлаге во Франции прошло 15 концертов, был снят полнометражный музыкальный фильм, крупнейшие фирмы грамзаписи «Полидор» и «Коламбия» выпустили 14 дисков. Создатель «империи творчества» награждён Золотой медалью выставки. Под руководством первого дирижёра коллектив триумфально выступил в Чехословакии, Монголии, Финляндии, Польше, в 1945 году дал концерт для участников «Большой тройки». Дважды планировались гастрольные поездки и в Северную Америку. Однако в первый раз их пришлось отменить из- за начала мировой войны, а во второй, после её окончания, президент США Трумэн поставил условие, чтобы гвардейцы Александрова выступали в его стране в гражданском, на что руководство ансамбля не пошло.

В первые дни Великой Отечественной Краснознамённый ансамбль был разделён на четыре группы для обслуживания частей Красной Армии. Нередко труппа гастролировала и в полном составе, а всего за время войны коллектив дал около 1500 концертов, продолжал записывать пластинки, выступал на радио. В 1941-45 гг. Александров написал лучшие песни, постоянно звучащие и по сей день: «Священная война», «Поэма об Украине», «25 лет РККА» («Несокрушимая и легендарная»). В 1943 году на основе музыки «Гимна партии большевиков» (авторское название «Песня о партии», 1938) композитор создаёт Гимн Советского Союза, мелодия которого утверждена в качестве главной и в постсоветской России. Не оставляет Александр Васильевич и активную педагогическую деятельность. Вскоре после победы перенёс тяжелейший инфаркт.

Как руководитель ансамбля Александров- старший привлёк к работе и воспитал целую плеяду талантливых вокалистов, в числе которых прославленные солисты, впоследствии народные артисты СССР Е. М. Беляев и А. Т. Сергеев, народные и заслуженные артисты РСФСР И. С. Букреев, Г. П. Виноградов, Г. И. Бабаев, В. К. Панков, В. И. Никитин, О. А. Разумовский, И. И. Савчук, В. В. Фёдоров. Лучшие годы жизни отдали Краснознамённому и трое сыновей маэстро: композиторы Борис (художественный руководитель в течение 40 лет после смерти отца), Александр и Владимир (руководители оркестра). Работали в коллективе также внуки создателя: инструменталисты Юрий и Евгений (в настоящее время заведующий музеем), праправнук Олег (артист хора).

Самые известные песни, помимо вышеперечисленных: «Бейте с неба, самолёты», «Песня Двадцать седьмой дивизии», «Жить стало лучше», «Эшелонная» («Боевая красногвардейская»), «Кантата о Сталине», «Песня о военном комиссаре», «Песня о Второй армии» («Вспомним- ка, товарищи»), «Голубая ноченька», «Волжская бурлацкая», «Песня о Сталине», «Боевая песня партизан», «В поход, в поход», «Святое ленинское знамя», «Песня краснофлотцев» («Морская песня»), «Торжественная победная кантата», «Сторонка родная», «Наша гвардия». Композитору принадлежат блистательные обработки революционных и солдатских песен, песен разных народов, в частности «По долинам и по взгорьям», «Глухой, неведомой тайгою», «Гулял по Уралу Чапаев- герой», «Из- за лесу», «Плещут холодные волны», «Варяг», «Ноченька», «Во поле берёзонька стояла», «Не осенний мелкий дождичек», «Ты взойди, солнце красное», «Не шуми ты мати, зелёная дубравушка», «Калинка», «Сулико», «Сусидко», «Взяв бы я бандуру», «Марсельеза», «Походная», «Типперэри». Сыграл большую роль в популяризации ряда сочинений А. Г. Новикова, В. П. Соловьёва- Седого, М. И. Блантера, И. И. Дзержинского.

Многогранная деятельность А. В. Александрова внесла огромный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, в особенности жанра массовой песни. По типу созданного им ансамбля организованы и работают многие творческие коллективы- как в России, так и за рубежом.

Народный артист СССР (1937), лауреат Сталинских премий (1942, 1946), доктор искусствоведения (1940), генерал- майор (1943). Удостоен ордена Ленина, других советских и иностранных наград.

Скончался в ночь с 8 на 9 июля 1946 года в Берлине, во время европейского турне, при не выясненных до конца обстоятельствах. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Имя А. В. Александрова присвоено Краснознамённому ансамблю песни и пляски. На родине, в селе Плахино Рязанской области установлен бюст, действует музей композитора. На доме, где последние годы жил Александр Васильевич,- мемориальная доска. Союзом композиторов учреждена традиционная премия его имени за лучшее сочинение на патриотическую тему, Министерством обороны России- медаль «Генерал- майор Александр Александров», Московской консерваторией- александровские стипендии. В 2003 году открыт знак на «Аллее звёзд» в Москве, а в 2008- м – памятный камень у здания ансамбля, на месте которого вскоре будет установлен памятник. В честь великого русского музыканта планируется также назвать одну из новых улиц российской столицы.


Государственный гимн Российской Федерации Слова С.В. Михалкова Муз. А.В. Александрова

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая
Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда?

Припев.

Павлов Иван Петрович

pavlov_ivpet

Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—-1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826—-1890).

Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выбореуниверситетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова). Павлов, как последователь Сеченова, много занималсянервной регуляциейСеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок) имнимой дефекацией (закольцовка кишечника путём сшивания конца толстой кишки с началом двенадцатиперстной), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного и кишечного соков. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном Медицинском Конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 годуНобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

Михаил Дмитриевич Великанов

Михаил Дмитриевич Великанов – уроженец села Зимино Захаровского района. Родился он в декабре 1895 году в семье бедного псаломщика. С малых лет стремился к знаниям, но родители не имели средств нанять для него учителя. Михаил самостоятельно изучил немецкий, французский, частично итальянский и греческий языки и на первых двух свободно разговаривал. Учителя местной школы заметили его способности и посоветовали родителям послать мальчика в Рязанское духовное училище. После окончания семинарии Михаил Дмитриевич стал работать учителем в школе села Екшур Рязанского уезда. Во время первой империалистической войны М.Д. Великанова призвали в армию и направили в школу прапорщиков, по окончании которой он получил назначение в Ново-Ладожский пехотный полк 12 армии, где ему доверили командовать ротой. Его первая награда Георгиевский крест была за умелый вывод своей роты из мазурских болот что в восточной Пруссии.

В дни свержения царизма М.Д. Великанов перешел на сторону революционных солдат. Великую Октябрьскую социалистическую революцию 24-х летний Михаил принял без колебаний. Именно с этого события начинается его славный путь до командующего военным округом Красной армии.

В 1918 году партия направляет М.Д. Великанова на Восточный фронт создавать боеспособные части из отряда симбирских и казанских рабочих. Великановцы в боях под Симбирском обеспечивали успешное продвижение Симбирского и Московского полков.

После освобождения Симбирска от белогвардейцев были Сызрань, Самара, Оренбург, где победно гремело имя Великанова. Во всех боевых операциях Михаил Дмитриевич проявлял такие качества как: неординарный подход в решении боевых задач, умел воевать малыми силами против более многочисленного противника.

Летом 1919 года М.Д. Великанов был назначен командиром 20 стрелковой дивизии, с которой он прошел от Южного Урала до хребтов Кавказа. На Кавказском фронте в боях с Деникиным отличилась не только буденовская конница, но и 20 стрелковая дивизия под командованием М.Д. Великанова за что награжден орденом Красного Знамени.

В конце марта 1920 года, дивизия Великанова отличается в боях за взятие Дербента, Темар Хан Шуры, Петровска.

С этого времени по февраль 1921 года великановская дивизия принимает участие в освобождении Азербайджана, Армении и Грузии от иностранных интервентов, власти дашнаков и мусаватистов, подавляет мятежи контрреволюции. За боевые заслуги правительством Азербайджанской ССР Михаил Дмитриевич Великанов награжден орденом Красного Знамени этой республики. Правительство Армянской ССР также награждает его орденом Красного Знамени своей республики. В арсенале легендарного комдива орден Красного Знамени за боевую деятельность в Грузии.

Генерал-майор Н.И. Корицкий пишет о Великанове: «Всеобщим любимцем был Миша Великанов. Жизнерадостность не покидала его никогда. В самой сложной тактической обстановке он находил оригинальные решения в основе которых была подвижность, маневренность, элемент внезапности. И даже любой оборонительный бой у него активно переходил в активную форму сочетания огня и манёвра».

d186d0b8d0bed0bb1ЦИОЛКОВСКИЙ, КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ

(1857–1935), русский ученый, пионер космонавтики и ракетной техники. Родился 17 (29) сентября 1857 в селе Ижевское под Рязанью. После перенесенной в детстве скарлатины почти полностью потерял слух, что лишило его возможности поступить в учебное заведение. Образование получил самостоятельно, в 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя. Преподавал физику и математику в Боровском уездном училище Калужской губернии, а затем в гимназии и епархиальном училище в Калуге, где проработал до выхода на пенсию в 1920. Циолковский проводил свои исследования в своего рода интеллектуальном вакууме, хотя его и поддерживали некоторые крупные ученые (одна из его работ получила благоприятный отзыв И.М.Сеченова). Первые работы посвящены разработке конструкций цельнометаллического управляемого дирижабля, обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке. В 1897 Циолковский построил первую в России аэродинамическую трубу и провел испытания простейших моделей.

В 1890-х годах Циолковский начал заниматься исследованиями, связанными с использованием реактивного движения для создания межпланетных летательных аппаратов. В 1903 увидела свет его статья Исследование мировых пространств реактивными приборами. В ней и последовавших работах (1911 и 1914) ученый вывел широко известное теперь уравнение движения ракеты как тела с переменной массой, обосновал возможность применения ракет для межпланетных сообщений, предсказал явление невесомости, изложил основы теории жидкостных ракетных двигателей, рассмотрел и рекомендовал к использованию различные топлива (в качестве наиболее эффективного – смесь жидких кислорода и водорода). Высказал идею создания околоземных орбитальных станций как промежуточных баз для межпланетных полетов.

В 1929 опубликовал работу Космические ракетные поезда, в которой изложил теорию особого вида составных ракет – прообраза современных многоступенчатых ракет.

Испытал влияние «философии общего дела» Н.Федорова. В своих сочинениях философского характера ученый развивал учение «панпсихизма» («монизма»), согласно которому космос представляет собой живое и одушевленное существо. Атомы образуют во Вселенной бесконечное разнообразие форм жизни, в том числе, человека (об этом шла речь в работах 1898–1914: Научные основания религииЭтика или Естественные основы нравственностиНирвана и др). В позднем творчестве Циолковского центральное место занимает грандиозная планетарная и космическая утопия. В создании идеального общества Циолковский решающую роль отводил науке, ее новым, поистине фантастическим возможностям (социальному проектированию посвящены его работы: Горе и гений, 1916; Идеальный строй жизни, 1917; Общественный строй, 1917; Социология (фантазия), 1918;Приключения атома, 1918). С разочарованием ученого в цивилизации и возможностях научного познания связаны его религиозно-мистические искания последнего периода жизни и опыт построения новой этической системы (Живая Вселенная, 1923; Воля Вселенной, 1928; Будущее земли и человечества, 1928; Научная этика, 1930; Космическая философия, 1935).

Работы Циолковского не получили признания, и лишь после появления в 1923 в Германии статьи Г.Оберта по теории космического полета в СССР начали популяризировать исследования Циолковского. В 1924 Циолковский был избран почетным профессором Академии воздушного флота им. А.Е.Жуковского. Умер Циолковский в Калуге 19 сентября 1935.